Село Красное - Проект «Ярославика»
 

Село Красное


На берегу реки Сить стоит село Красное. В 18 веке оно принадлежало дворянам Коновницыным. Про жителей села и их занятия информации нет. Известно,  что в начале 20 века в селе Красном проживало – 173 человека; в деревне Лопатино – 224 человека; в Юрьевском – 127 человек.

По одной из легенд название села связывали с событиями 1238 года на Сити.
Рассказывали, что  свое название село получило после битвы русских воинов с монголо-татарами в 1238 году.  Во время злой сечи вода в Сити была красной от крови. С тех пор, мол, именуется село Красным, ибо на красно-кровавом месте стоит оно…

По другой версии это поселение свое имя получило из-за того, что стоит на горке, возле извилистой реки, в красивом «красном» месте. Кто теперь знает… Слово «красный» в те далекие времена употреблялось в значении «красивый», «приятный», «прекрасный», а для обозначения красного цвета использовали слово «червонный»…

Слово «красный» для обозначения цвета вошло в русский язык где-то в 17 веке, но и то в редких случаях. В словарях русского языка оно в этом значении впервые появилось только в 18 веке. Так, что, скорее всего, село обрело свое название за расположение на красивой горе, при реке, обтекающей поселение с юга и запада.

Говорили еще, что когда-то здесь «на костях» погибших в Ситской битве воинов стояла деревянная церковь Казанской Божией Матери, которую потом перевезли в село Лацкое, где в 30-е годы 20 века разобрали. Если сведения, что деревянная эта церковь стояла не в Красном, а в Юрьевском… Но архивных данных не сохранилось. А вот каменный храм Святой Живоначальной Троицы был построен Коновницыными, владельцами здешних мест, в 1798 году. 

    Храм построен с двумя престолами:
            1)      во имя Знамения Пресвятой Богородицы;
            2)      во имя Святой Живоначальной Троицы.
    Земли церковной 47 десятин, в приходе 13 селений.

Но  особо почитался в этой церкви образ Казанской Божией Матери, в память о старой деревянной церкви.

Сельская церковь имеет для пейзажа первостепенное значение. Богатый зеленый массив деревьев на береговой выси, колокольня, белые ворота с калитками, башенки ограды – все по-прежнему живописно и манит подойти.

Береговая тропка сперва спрячет от вас село, потом неожиданно покажет церковь совсем близко, и вы заметите, что колокольню завершает не одна главка, а целых пять – забавная вольность мастеров.

В оформлении храма есть несколько любопытных, чисто местных, особенностей. Портики деревянные, с колоннами, а последний ярус колокольни венчают целых пять куполов: четыре боковых несколько ниже центрального. Тип храма обычен: восьмерик на четверике.

В церкви сохранились остатки резного иконостаса, росписи почти не стерты. Колокольня два раза горела (один раз от молнии, второй – от человеческого разгильдяйства). Местным жителям  удалось отстоять храм от огня, но лестница на колокольню утрачена полностью.

Храм этот служил долго, закрыли его в 1970 году. Старейшая жительница села Анна Федоровна Соловьева (умерла в 2007 году в возрасте 92 лет)рассказывала, что колокола с церкви сняли еще в 1936 году. Руководил этим действием какой-то мужчина со станции Волга. Большой колокол при падении разбился. Всего с этой церкви сняли 5 тонн бронзы. А колокола, местные красносельские мужики, прямой дорогой через лес должны были везти на лошадях в Некоуз. Один маленький колокол они спрятали в лесу, а на обратном пути вытащили и снова привезли в село. Но на колокольню его больше не поднимали, а повесили в Красном, и он использовался как набат при сборе на колхозные работы. Несколько лет назад колокол увели в Рыбинск дачники. Рассказывают, что когда закрывали храм, то церковную утварь и иконы по деревянному мосту с одного берега Сити, от церкви, на другой, к райисполкомовской машине перевозили на лошади. Икон на дроги положили много, часть из них, то ли от тряски, то ли по какой другой причине, соскользнула в Сить и уплыла. Управлял этим возом зять последней церковной старосты Марии Пантелеевны Соболевой из села Красное. Неизвестно, что стало с самой почитаемой в Красном иконой – «Казанской Божией Матерью»- уплыла она по Сити, или ее все же куда-то увезли. После закрытия эта церковь два раза горела – первый раз пожар возник из-за того, что в колокольню ударила молния, а в другой раз храм подожгли мальчишки дачники, разложив на колокольне костер. Местным жителям эти пожары удалось затушить. Кроме церкви в селе была и начальная школа, основное деревянное здание которой располагалось на склоне горы между Ситью и церковью.

Школу в Красном открыли в 1890 году. Она была церковно-приходская. В 1918 году в ней учились 65 человек, которых обучали 2 учителя. Помимо письма, чтения и арифметики здесь преподавалось рукоделие и рисование. В 1941 году здесь обучались 68 учеников, а в 1950-51 учебном году – 50 учеников, из них 15 из самого села, 17 из Лопатина. 7 - из Юрьевского и 11 - из Топорищева. В 1954-55 году из Красного в школу ходило всего 3 человека. Из Лопатина – 2, из Юрьевского – 2 и из Топорищева – 6. Школьных зданий в 50-е годы 20 века было 2 – специальное (основное), построенное в 1895 году, и приспособленное с 1890 года. В школе какое-то время работала учительницей Лидия Александровна Смирнова из деревни Лопатино.

В советские времена сельсовет назывался Красносельским, а местные жители любили именовать его «Красноселье».

В магазин жители села ходили в деревню Лопатино, а медицинский пункт был в деревне Топорищево- на левом берегу Сити. Фельдшером здесь долго работал Николай Константинович Рогозин. А так как хорошего большого моста  через Сить к Красному не было, то переправлялись по нешироким кладям, укрепленным на тонких столбиках – сваях. На время ледохода эти клади снимали, иначе бы их разбило и унесло. В этот период с берега на берег можно было попасть лишь на лодке. Но эта переправа считалась опасной. На ней несколько раз гибли люди. Так, в конце 30-х годов, в ночь на Пасху в Сити утонули из перевернувшейся лодки несколько мужчин, которые возвращались домой после Пасхальной службы. Вместе с другими чуть не утонул отец Марии Павловны Ягуновой. Его сестра, по-случайности, оказалась свидетельницей происшествия, она стояла на берегу реки и, увидев, закричала «Ой, братец тонет… Братец тонет!!!». Мужикам удалось его спасти.

Недалеко от Красного. На левом берегу Сити есть глубокий овраг Гремичка. Старожилы рассказывали, что овраг этот – место «нехорошее», в нем «водило»- то есть «путала» нечистая сила. И можно было заблудиться.

В окрестностях Красного до сих пор сохранилась вера в так называемых  «мокашей»- мифических существ, которые приносят своему хозяину деньги через печную трубу. Похожи они, якобы, на маленьких серых птичек.



Вы нашли ошибки? У Вас есть вопросы? Или дополнительная информация по данной теме?
Скажите нам об этом на форуме! Наш проект всегда открыт для сотрудничества!

Контактная информация На главную Карта сайта Русская версия English version